ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Братское письмо ко всем, возлюбившим истину.

"дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа!" Кол.2:1

От многих братьев и сестер получаю я письма с благодарностью за статьи, помещенные в журнале "Духовный Христианин" и напечатанные книжками. Это меня очень радует, но я не смею приписывать себе всего, что сказано в них полезного, ибо "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов" (Иак.1:17); радуюсь же я тому, что находятся люди, которые чувствуют в этом отраду и размышляют о путях Господних. Слава Господу, что Он так свидетельствует о Себе в сердцах и душах преданных Ему людей!...
Всем сочувствующим делу духовного просвещения выражаю искренний братский привет и желаю, чтобы наше духовное общение друг с другом служило бы к взаимному утверждению в нас самих свободного уразумения истины, а это и может содействовать тому, чтобы мы познали то, что есть истина. Если благая весть Евангелия свидетельствует нам, что истина есть Дух (1Ин.5:6), то откровение этой истины не может совершиться только чрез одно знание Писаний и буквальных понятий священных событий, но что главное: откровение состоит в том, чтобы полагать это божественное начало каждому человеку в самом себе, (Рим.8:1-9, 10:6-8). Если Христос сказал, что Он на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, то мы и должны понимать эту истину, как откровение Божественного Духа в человеке, который мы и должны принять, как благодать Божию, дающую нам новую жизнь. Поэтому веру свою мы должны утверждать не на мудрости человеческой, а на этой внутренней силе Божией и вместо принятия обрядности, принять новое состояние своей жизни, поставленное в исключительную зависимость от развития в нас, прежде всего, разумных движений божественного духа, составляющего истинную сущность Христа.
Развитие в себе духовной природы по вере в Христа составляет для человека истинную его жизнь, которая производит божественный мир, а также и содействует сближению сердца и души и помышлений человека с вечною духовною сущностью Христа (Рим.8:6, Фил.4:7), и возрождаясь в верующем, производит ту славу в вышних Богу, которая утверждает на земле мир и дает жизнь благоволения в людях (Лук.2:14).
Этим путем, в облаках Божьей премудрости, покрывающей землю (Сир.24:1-3) и созидающей из верующих свидетелей ее славы на земле, и совершается второе пришествие духовной силы Христа, чтобы пересоздать мир жизни человека, воплотив в него истину и затем передать царство Богу и Отцу и на земле как на небе, т.е. как и в общем мировом устроении вселенной движущейся по законам вечного совершенства (1Кор.15:22-26, Лук.11:2).
И так да будет же Его святая воля и на земле, как на небе!..
И если нам для того заповедано не сообразоваться "с веком сим", но "преобразоваться обновлением ума", дабы познав, в чем же есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:1-2), то это необходимое "обновление ума" может в нас совершиться не от расширения наших внешних знаний и не от принятия для своей веры тех или иных религиозных обрядов, а единственно только из познания в себе силы благодати духа, до которой мы достигли по мере нашего духовного совершенствования чрез объединение нашей души со Христом (Еф.5:4, Ин.3:16-21). Только в таком состоянии жизни и может открыться человеку обещанный Христом Дух истины, Дух утешитель, научающий, наставляющий и возвещающий все будущее и всегда содержащий в себе только истину.
Эта духовная благодать и есть та сила, которую человек может превратить в личное свое житие для приобретения царствия Божия. Она же есть и та спасительная сила, которая очищает от греха и научает человека, чтобы он отвергнув нечестии и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жил в нынешнем веке, - делая свою жизнь явлением славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:11-14), Который во второй раз, в пришествии духовном, явится уже не в жизни человеческого греха и осуждения Его человеками за добро, а в признании людьми открытой Им спасительной духовной силы, исправляющей и уничтожающей греховные наклонности человека, дабы во втором духовном пришествии, придти уже для торжества и славы, явившись дивным в день оный, воплощенным во всех веровавших (Евр.9:28, 2Фес.1:10, Кол.3:4, Ин.14:21-23). Если слово Божие говорит нам, что теперь новозаветная воля Божия состоит не в завете буквы, а в завете духа, и не в совершении обрядов по ветхозаветным обычаям, а в делании добра и в служении разумностью, чтобы этим заграждать уста невежеству безумных людей (Рим.12:1, 1Пет.2:15), то мы и не можем ничем заменить исполнение этой воли, как только тем, чтобы исполнять это хотя бы настолько, на сколько это мы можем, твердо веря, что путь и сила этого делания всегда находится в руках Божьих и что направление этих дел зависит единственно только от Него (Ин.14:10 и 2Ин.5:19-20, 2Кор.3:4-5).
Цель же всего этого есть путь к совершенству и вечной жизни и вход в вечную радость Небесного Отца (Мф.5:48, 25:21 Ин.15:11, 16:20-24, 17:13). Это и есть то неотложное и нужное дело спасения, которое мы должны с верою во Христа принять немедленно (2Кор.6:1-2). Если слово Божие говорит нам о приложении к своей личной жизни "правды, воздержания и суда", а также и важнейшего в законе - "суда, милости и веры", то нельзя нам говорить, что это мы примем тогда, когда найдем для того время, как это сказал слушавший апостола Павла язычник, правитель Феликс (Деян.24:24-25), и что мы пока займемся исполнением обрядов и праздничных уставных чтений с рассуждениями о священных предметах.
"Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф.7:21). И даже пророчества, чудеса, хотя бы и именем Христа творимые, не могут заменить без любви и истины жизни той внутренней духовной работы человека, которая нужна для претворения греховного человеческого мира в божественный строй разумности и добра, создающих новые основы для общественной жизни и утверждающих Божественный мир и любовь на земле (2Пет.3:13, Мф.12:33, Отк.21:1-7, 2Кор.5:17, Мф.7:22-23, Рим.13:8-14 и 14:17-19, 1Кор.13:1-13).
Значит время нашей плотской жизни и есть то важное время, в которое мы можем выработать из жизни плоти жизнь нашего духа и переселиться в него для сохранения свойства вечной жизни. В это только время мы можем пользоваться как особая личность тем, что вселено в нашу душу из Божественного мирового Духа, чтобы увеличивая трудом и размышлением познание этой силы, пользоваться ею для блага и постепенно выходя из ряда телесных ощущений жизни, входить в свойство мировой жизни Отца Бога, дабы вечно участвовать в Нем (2Кор.5:4-9). Мировой закон совершенствования сотворенной природы, переносимый человеком на себя, как искание царствия Божия и правды Его, не может не оказать влияния и на условия внешней человеческой жизни, потому что искание человеком путей для перехода из плотской жизни в жизнь высшего порядка, то есть в вечную жизнь Духа, неизбежно приложит к нему и то "остальное", что должно следовать за этим исканием. Тогда в плотском состоянии жизни приложится человеку тот порядок Божественного строения, который при обозрении его с высоты высших нравственных требований человек будет приветствовать творческими словами Бога: "это хорошо!" (Быт.1 гл.). Достижение такого состояния общественной жизни есть тоже знак перехода от силы в силу или от славы в славу как от Господня Духа (2Кор.3:18).
Но такое состоянии есть только одна часть из общих положений совершенствования жизни в вечном творческом деле. Эта часть занимается человечеством как важная и нужная опора на пути развития добра и не для остановки, а для достижения еще высших целей, пока все человечество опять не сольется в высшем положении своего духовного переживания и опять не объединится на одной из степеней совершенства, чтобы идти по этому пути еще дальше, и так вечно, без конца, потому что Бог есть жизнь, а жизнь вечна (Мф.6:13, 33. 1Тим.2:4). Жизнь человеческая даже в земных условиях по этому же закону совершенствования должна непременно пересоздаться к лучшему, а к этому человечество может идти только одним путем, это законом внутреннего духовного личного развития, - путем нравственного духовного возрождения и просвещения по вере Христа (Ин.10:1-7, 14:6, 6:45). Поэтому то ожидаемое блаженное будущее человечества может быть достигнуто каждой отдельной личностью теперь же; и нельзя сказать, что ожидаемое состояние блаженной жизни есть дело далекого будущего, оно все может быть и в настоящем и оно есть всегда, ибо это есть то, что "было, есть и будет" (Отк.1:4,8, 11:17, Ин.8:25). Это есть такое состояние жизни, которое своею вечностью охватывает и мир духовный, и мир видимый, содержа свое вечное благо для того и другого. В человеке же, постигшем это духовное откровение, оно устанавливает взгляд на жизнь не со стороны плоти, а со стороны духа, и потому для него уничтожается даже время (Отк.10:6), ибо та жизнь, которая ему открылась, есть жизнь высшего мирового порядка и действует она независимо ни от времени, ни от пространства. Вот почему Господь и призывает нас к участию в совершенствовании вместе с Отцом Богом (Мф.5:48). И это есть лучшее доказательство Его любви к нам и того, что не мы возлюбили Бога, а Он возлюбил нас и дал нам свойство Своей любви для нашей же жизни в любви (1Ин.4:9-21). Любовь же эта в нас должна выражаться всеми Божественными свойствами вселённой в нас духовной жизни Бога: воздержанием, терпением, милосердием, кротостью и всеми дарами духа, какие могут открыться в нас при духовном труде и божественном размышлении.
Только в таком состоянии жизни на земле мы и можем оказать истинное служение Господу, ибо в этом и выраженадля нас вся Его воля, (Рим. 12 и 13 гл., 2Кор.4, 5, и 6 гл., Еф. 4 и 5 гл., Кол. 3 гл., и др.).
И это все указывает нам на нашу настоящую работу для Господа, которую ни в каком случае нельзя заменять созданием обрядовых форм веры, подобно хождению Израильского народа вокруг горы Сеир вместо того, чтобы идти прямым путем в обетованную землю, (Втор.2:1-9). Господь требует движения к этой цели жизни, которую Он поставил для всего человечества в Иисусе Христе (Мф.5:48, 1Ин.3:2, 1Ин.2:6, Рим.8:29).
Он требует умножения и раздаяния того добра жизни, которое Христос, по любви к нам, заложил в наше слабое и мятущееся сердце (Лук.12:42, Ин. 14:1). Он требует этого от нас не по принуждению, а по истинной свободе и любви, давая нам силу разуметь и постигать Его законы и совершать то, что Он Сам совершает в мире. Он вручает нам этим такое великое приобретение, которое дает нам неизреченную радость и участие в вечной жизни. Зная же не только наш плотской временный путь, но и весь путь вечной жизни. Он полагает нам в основу духовного развития не наказание за слабость и проступки наши на этом пути, но Свое всегда бодряще и оживляющее чувство, начало вечной любви, эту великую силу, дающую нам спасение и восстановление жизни, т.е. силу воскресения (Кол.3:1-17). Если мы о всем этом размышляем, если чувствуем сердцем и душою, и горим желанием искренно послужить Господу, то услышим и ободряющее слово Господа, которое возгласит: "восклоните же головы ваши, ибо приближается спасение ваше!..." (Лук.21:27-28). Это и будет истинным началом нашего возрождения, началом жизни духа и принятием мудрой божественной осторожности, охраняющей нас всегда от недобрых и неразумных поступков. Это будет принятием того "страха Господня", который находясь в основе мудрости, не есть боязнь, а есть начало мудрой осторожности, как принятие божественной страсти на путях Господних (Прем.1:7, Сир.1 гл., Лук.12:35-48, 1Ин.4:18, Иер.6:17, Иезек.33:2, Аввак.2:1, Ис.21:8, Зах.3:7). Итак, в нашей жизненной слабости не потеряем же веру в восстанавливающую нас силу Господню и обратимся с полным доверием ко Христу, как к нашему Наставнику и Руководителю; обратимся с полною верою, так же, как вровали и обращались к Нему Его ученики и скажем как и они: "Господи, куда нам идти; Ты имеешь глаголы вечной жизни!..". Если в этом обращении будет искренность и если оно будет полно доверия, то Он и откроется нам в истине нашего духа и возвестит нам те "глаголы", которые содержат в себе вечную жизнь. Не будем же мыслить по плоти и обходить трудное дело жизни, и лукавя сердцем подменивать вместо дела обрядность, а просто, ясно и смиренно, и с полным послушанием разрешим вопросы нашей жизни по Христу (Евр.6:1-3).
Не будем же искать своего, а только того, что угодно Господу. Прежде всего будем как дети, ибо Он сказал: "если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18:2-3). Дети же имеют всегда полное доверие к Отцу и Матери. Поэтому и ваша вера в Христа должна быть полна детской доверчивости к Нему и к Его словам. Он есть дух жизни, Он есть сила жизни, Он есть любовь и потому Он всегда с нами (Ин.14:17-23, Ин.16:13-16, Мф.28:18-20). Если Он говорит: "будьте кротки", то и надо быть кротким; если Он говорит: "прощайте обижающим", то и надо прощать им; если Он говорит: "не оскорбляйте людей худыми и бранными словами", то и надо быть на это воздержными; и если говорит "любите врагов", то и надо достигать этой божественной высоты любви. И так должно быть во всех наших поступках, на всех наших путях жизни, - пусть говрит Он, а не мы; Он будет учитель, а мы - делатели, (Мф.10:25, 23:8-13, Лук.6:42). Вступая на этот путь, может быть мы почувствуем тяжесть, но тяжесть эта и есть тот крест, с которым мы должны идти за Христом и без которого мы не можем быть Его достойны (Мф.10:38). Будем же доверчиво изменять нашу жизнь, наши желания и поступки по указанию Христа. Для чего это нужно, быть может мы точно не знаем, но мы знаем, что тот, кто нас этому учит, Он уже перенес на этом пути скорбь и страдание и достигнув победы и радости, совершил великий духовный опыт, которому мы не можем не доверять, тем более, что все совершенное Им есть самое высшее, что можно совершить на земле и что все это так близко духовной природе человека и делая это, мы должны глубоко веровать, что где Он, там будем и мы (Ин.17:21-26). Не будем же иметь смущения в сердце и отгоним нерешительность и боязнь, ибо боящийся не может быть совершен в любви (Ин.14:1, 1Ин.4:18). Будем служить Ему в этом деле с радостью, зная только одну награду: это наследование высших добродетелей, которые мы можем получать как усовершенствование в добре (Мф.25:23, Лук.19:17, 6:40). Мы должны глубоко быть убеждены в том, что нужные Ему в нас действия, как: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание есть только плоды Его же духа, развитого в жизнь в нас самих (Гал.5:22,23).
Все же, над чем мы первоначально трудились установляя в себе: чистоту сердца, самообуздание, искренность, незлобие, отсутствие гнева, миролюбивость, сострадание, воздержание от злословия, кротость, всепрощение, безкорыстие, отсутствие гордости, приветливое обращение с людьми, уничтожение желаний роскоши, сребролюбия и сластолюбия и все подобное сему, - все это есть только ветви того дерева жизни, которое произрастает в саду новозаветного рая, (Ин.15:1-8, Отк.2:7, 22:2,14, Прит.3:18, 11:30, 13:12, 15:4, Мф.12:33, Лук.6:43-45). Поэтому будем ежедневно упражняться в этом деле, потому что как дерево без корня не может расти, так и человек без веры; как плоды не могут быть без ветвей, так и вера в Христа без истинных дел от разумности и любви. При таком упражнении наша вера в Христа не может быть мертва. Она уже в самих нас делается жизнью Христа. Если же мы, живя в теле, находимся с Ним, то с Ним же будем и вне тела, и только путем такого упражнения в добре мы можем быть с Христом в единстве и только тогда Господь дает чувствовать нам то, что Он приготовил для всех любящих Его (1Кор.2:9).
И это будет оправданием нашей веры и нашим спасением, ибо это есть путь очищения от человеческих заблуждений и греха (1Ин.1:5-7, 3:2-3). Это есть осуществление ожидаемого, то, что представлялось нам в вере еще не пережитым, не перечувствованным, а потому и невидимым, ибо пережитое видимое уже есть прошлое нашей надежды; все же разумное, ожидаемое должно достигаться в терпениии и вере в то, что оно должно совершиться в нас ко благу (Рим.8:24-28, 1Кор.13:12, 1Ин.2:4). Это есть то истинное пребывание в Христе и в вере в Него, которое тесно связано с словами Евангельского благовестия: "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1Ин.2:6), потому что "Он оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1Пет.2:23, 1:15). Итак, если сказано, что истина произошла чрез Иисуса Христа (Ин.1:17) и что нужно познать эту истину, чтобы освободиться от заблуждений (Ин.8:31,32), и что истина включена в духовную сущность людей (1Ин.5:6), то вот как должно, согласно благой вести Евангелия, свидетельствоваться познание этой истине в Иисусе Христе: "посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их; они, дошедши до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина в Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для наставления в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4:17-32). Все это сказанное может возродиться в человеке в жизнь только по истинной вере в то, что сила для исполнения дана уже Богом человеку в духе его: и эту истину засвидетельствовал нам Христос и это же свидетельство истины должен иметь в себе и каждый искренно верующий в Него (Ин.5:30-38, 1Ин.5:9-11, 2Ин.9). Свойство божественной истины такого, что возражать против истины никто из людей не может: она побеждает душу и сердце человека и соединяет всех людей в одно (Ин.16:33, 1Ин.5:4, Отк.3:23, Еф.4:3-13, Ин.17:11,21,22).

Кто может возразить против духовной истины, засвидетельствованной Христом? Кто будет отрицать, что такое поведение человека, такая жизнь его по вере в Христа, как это выражено приведенными выше апостольскими словами, не нужна, не полезна и вредна, и что она есть заблуждение?.. Кто же тот человек, который, к какому бы народу он ни принадлежал, какую бы веру и обряды ни исповедывал, - решился бы сказать, что поведение и жизнь такая не есть истина, и что для жизни в его вере исполнять это не следует?.. Все, слушающие эти слова, из какого бы народа и веры они не пришли, все скажут одно: "да ведь это собственное наше наречие, в котором мы родились"!!! (Деян.2:7-11) и примут все это без спора как великое дело Божие. И это потому, что все это есть от Духа. И это потому, что Дух и есть единая истина, которая всеми людьми познается и разумеется одинаково. И только эта единая истина и может объединить всех людей в одной вере, как и молился о том Христос, потому что истина вечна и она всегда одна (Ин.17 гл., 10:30, 1Кор.1:10, Еф.4:5).

Мое заключительное слово ко всем братьям и сестрам, возлюбившим истину: давайте же по вере в Христа творить только это "единое и нужное на потребу" и будем творить это в знак нашей к Нему любви и в знак всегдашнего воспоминания о Нм, ибо Ему одно только это и нужно от нас!.. (Лук.10:41,42; Евр.3:14, 2Пет.1:4).

Да поможет же Господь быть нам верными исполнителями выраженной во Христе Его святой воли! Будем же всегда верными Ему хотя бы и в малом деле, но деле полезном для истинной жизни, дабы имея пред Богом это "малое", но нужное для Него служение, мы с чувством великой радости могли бы услыхать Его призывающий голос: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего!.." (Мф.25:21). Аминь.
Ф. А. Желтов.

Село Богородское, Нижегор. губ.