Пред лицом природы

Природа вечно живая, разумная книга без слов. Она на каждом месте говорит нам о своей истине. Но мы разучились понимать голос ея. Жизнь с мел кими своими делами втянула нас в большия заботы о них. Мы, порабощенные ими, мечемся изо дня в день и своею жизнью, позорной жизнью рабов, извратили правду, написанную в книге времен. И голос приро ды не стал доходить до нашего черстваго сердца; мы отказались от единения с ней, мы строим свою жизнь на началах разрушения, и как былинки, колеблемыя ветром, склоняемся от противоречия к противоречию, вытекающаго из мнений людских. Одна только истинная книга природы может научить нас ходить по путям правды, если мы будем почаще советоваться с ней. У ней никогда не нарушается гармония жизни, несмотря на ея богатое разнообразие и сказочную пестро ту. Какое в ней разумное единение, какая сплоченная сила творчества! Каждое дерево и всякая малая травка имеет свое разумное назначение: нет ничего лишняго, а все нужно для общей красоты мироздания. Все нами видимое приносит свою, всем нам необходимую, поль зу: возьмем к примеру целебныя травы, питательныя растения, плодовыя деревья и строевые леса. Разве все они не несут свою службу на пользу заблудившагося человечества! В природе мы видим полное единение, пол ную солидарность ея разумных сил. Поэтому она существует и будет существовать и своей силой поддерживать наше бессилие. Учимся ли мы у нея поступать таким же образом, каким поступает она наперекор нашему безумному извращению? Природа и опыт жизни учат нас, что в единении только и сила: где нет единения, там полнейшее бессилие, там жизнь не процветает, а разлагается. Мы должны стремиться к свободе личности: уважая в себе чело века, уважать его и в других. Мы должны быть са мостоятельны, не обезьянничать, подражая один друго му, но познать сущность своей души. Тогда только мы будем всегда счастливы, когда будет каждый сам со бою и будет делать то, что подскажет ему внутренний, облагороженный его голос. Все века учили людей подражать часто не вполне добросовестным авторитетам. И люди научились брать на прокат не ими добы тые идеалы. И вот, мы видим в жизни не великих людей, свободных личностей, а изящных красивых обезьян-подражателей, имя которым толпа. Жизнь тогда только хороша, когда она разнообразна. Чем более разнообразия, тем полнее жизнь. Может ли изобретатель создать машину, если б он делал все гда только одну какую-нибудь часть? Конечно, нет. А делать столько частей, сколько нужно для машины. А жизнь наша довольно-таки сложная машина. Много ей нужно разнообразных частей и частиц. Если будут иметься налицо все части, которыя будут не соединены во едино, то опять будет не машина, а часть машины, а кода она соединена, только тогда она может де лать ту работу, для коей ее приготовили. Природа учит нас соединиться и делать каждому то дело, какое ему дается. Всякое дело нужно, если оно полезно, и всякое дело велико, несмотря на то, что оно мало. Всякая гаечка и маленькая пружинка нужны в великой машине вселенной. Мы должны идти к сплочению, уважая друг друга, и составить из себя целое разумное общество. Частей для общей машины очень много: предусмотрительный Хозяин заготовил их в изобилии. Эти части мы. Надо сплотиться и сеять вокруг себя разумное. Как раз в жизни мы наблюдаем обратное. Мы все разбиты и смотрим друг на дру га с недоверием и от этого получается хаос непонимания друг друга. Мы все, разбились на кучки с известным положением: чиновники знаются только с чиновниками, а от других людей отгородились китайской стеной замкнутости; военный знается с военным: здесь опять стоит стена розни; учителя стараются знаться более со своими; духовенство тоже осо бая партия с какими- то особыми взглядами на жизнь, а мужик остается один со своими суеверными поверья ми, и всюду воздвигаются стены, давят нас своею уз костью. Мы задыхаемся в этих нами же созданных стенах, а чуть что коснется какого-нибудь дела, мы сходимся и не понимаем друг друга, как люди разных планет. Сама жизнь показала нам наше бессилие, которое выросло на почве разъединенности. Поля далекой Манчжурии орошались кровью наших мужественных воинов, в рядах которых с такою яркостью отразилось понимание друг друга. Пусть кровь их не пропадет даром для нас, а послужит цементом для внутренняго соединения России, соединения ея прекрасных, разбросанных частей. Еще одно маленькое сравнение, и слово мое будет закончено. Может ли дом называться домом, когда он не будет соединен между собою, хотя все части будут сделаны прекрасно? Нет, он не может назваться домом, а только частями для дома. Так и государство и общество не может называться обществом, если оно не сплочено ме жду собою. Пора понять нам это, пора выйти из нашей замкнутости и взглянуть на окружающую приро ду, послушаться ея голоса, а голос ея зовет нас к нашему личному счастью и к счастью всех. Итак, пойдем с доверием навстречу друг дру гу, протянем братския руки всем, кто не боится яркаго сияния солнца, этого вечнаго символа правды, соединимся цементом любви и доверия, и не будем разбросанными частями, какими мы являемся теперь. Тогда мы можем назваться домом Божиим, т.е. домом порядка. Так сказал и Христос: "Где соберутся двое или трое во имя Мое, т.е. во имя любви, и Я посреди их". Где нет любви, там нет и Бога, т.е. жизни, потому что Бог есть жизнь, разумная, все освещающая, построен ная на взаимном уважении друг друга. Личность в человеке пробудилась и восстала против унижений, которыя, вытекают из ложных понятий, созданных предрассудками общественных положений. Человек есть все. Можно ли его мерить количеством его npиобретений. Если человек есть мера всех вещей, но не вещи мера человеку. При этом, если мы еще не сты димся называться христианами, то должны помнить сло ва нашего Спасителя: "Нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободнаго". В Боге все люди равны, поэтому все должны выйти из своих тесных клеток, на общий праздник любви и мира. И пусть будут раздавать ся слова Божьи у двери сердца нашего: "Се стою у две ри и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною".
И. Карякин.
Невинномысская,Кубанской области.