Ответ Богоискателю.

(т. е, атеисту). Новая религия не должна идти в разрез с научным миропониманием, покоясь на прочном основании сделанных завоеваний в области физиологии, психологии, социологии, философии и других вспомогательных наук и постоянно, идя в уровень с веком, она не будет никого отталки вать своей неподвижностью и косным застоем.

(Из письма атеиста).

Освобождение религии от ея нецелесообразнаго, нерациональнаго характера, придание начертанным путям к спасению общаго знания и признания, такова вечная задача разума... Мы присутствуем при зарождении новой отрасли знания: "науки о религиях". (Джемс Многообразие религиозн. опыта).

Я питал вас молоком, а не твердой пи щей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах. (1 Коринф, гл. 3, ст. 2).

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить первым началам Слова Божия и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком, приучены к различению добра и зла. (Евреям гл. 5, ст. 12-14),

Мое вступление растянулось хочется и есть много кое-чего сказать, что не возможно сразу, а основная мысль моя лежит как раз во всех 3-х положениях, совершенно разных источников. Во- первых по ясню, почему я Вас назвала богоискателем, а не атеистом. Для меня всякий атеист является человеком, ко торый ищет путь приблизиться к Богу еще на одну ступень, хотя бы он сам яро отрицал бы это. Атеист это человек, выросший из старой формы рели гии и ищущий новых форм для своего ума и духа, чтобы объяснить себе цель и смысл мироздания.

В зависимости от роста разума и сознании, он в конце концов находить более или менее подходя щее объяснение земного существовании, успокаивается, если приближается к Богу, а если нет, то искания продолжаются до тех пор, пока не обретет того, что требовалось для души. Я взяла отрывки из Вашего письма сопоставила с требованиями человека науки и оттенила горечью апостола Павла. Из послания апо стола видно, что не все было открыто людям, потому что разум человеческий был еще в младенческом состоянии, а твердая пища является уделом "совершенных", т. е. посвященных. Вы по своему правы, когда говорите о том, что образованному человеку смешно слышать, когда проповедники в собраниях баптистов и других сектантов "реформированнаго типа" угрожают бесами и мучениями ада и соблазняют лю дей райскими прелестями. Вы уже выросли из своих одежд, Вы не можете питаться более молочной пищей, поэтому Ваш дух требует от разума другой пищи. Но разум, как орудие духа, несовершенен он про бует искать в другой плоскости, но не находить того, что нужно духу и в отчаянии объявляет, что нет ничего. Но дух требует настойчивее (он знает, что есть), он требует от разума искать там же, где он сбросил свои ветхия одежды. Разум долгое время сопротивляется, однако, подстрекаемый духом, возвращается туда, откуда он вышел и останавлива ется на пороге с презрением к молочной пище. Простыя ссылки на Св. Писании (без объяснения эзотерическаго*) значения их) проповедники, угрожающие муками ада, повторяющие слова, без знании сокровеннаго смысла их все это смешит Ваш разум. Страстно ища Бога, вы в то же время отвергаете разумом "мистичность" и все сверхъестественное. Все рационалисты в области религии, если действительно признают Бога, то должны признать и "мистичность". Мистика значит тайное, но Бога явно люди не видят, за исключением малой горсточки людей, посвятивших себя служению Богу, т. е. познаванию всех законов, как в видимом, так, и невидимом мире.

Иначе получается противоречие Бога признавать признаем, а познавание Его, кроме как посредством разума не признаем.

Вы убеждены, что современное материалистическое знание охватывает жизнь во всей ея полноте, но спро сите любого профессора он Вам скажет, что мы ни чего не знаем. Я помню сама на лекциях химии, когда профессор объяснял, что целыя области по химии имеют только названии, но совершенно не изследованы и не выяснены и что таково положение не одной химии, а и других наук. А вот признание профессора Джем са: "Надо откровенно признаться себе в том, что мы живем среди частичных систем и что отдельныя ча сти (т. е. науки) не могут заменять и заступать в ду ховной жизни друг друга, тогда как духовное ведение, все понимая, все разъясняет, все дополняет". А чего стоить новая теория в науке "Принцип относительности?" И потому мне, изучающей эзотеризм, т. е. сокровенный смысл религий, Св. Писаний, законов невидимаго мира, совсем не смешон начетчик, который "примитивными мрежами уловляет души" или застыл на букве. В первом случае, он нужен для людей, стоящих ниже ступенькой на лестнице эволюции в сравнении со мной, во-втором случае, его духовныя силы в связи с физическим строением пока еще не достаточно выросли, чтобы искать новых путей и подняться выше. Что же касается проповедников, угрожающих бесами, мучеными ада, то правы как они, так и Вы. Есть ад, есть мучения, есть чистилище, но не в той искаженной форме, которая передавалась из поколения в поколение, а совершенно другой. В самом евангелии лишь слабые намеки на эти мучения, потому что невозможно было опубликовывать и разъяснять толпе в то время сокровенныя знания и законы невидимаго мира, так как толпа того времени в сравнении с со- временной стояла еще на очень низком уровне эволюции мысли. Кроме того, печальный опыт с людьми до потопа заставил руководителей земной жизни быть осторожнее в сообщении этих законов, поэтому на время были скрыты от большинства эти знания, но частично открывались избранным и посвященным*).

Что же касается учеников, апостолов и других, то им были известны часть законов невидимаго мира, каковое знание было, однако, утеряно, когда христианство стало на путь нетерпимости в знак разрыва с язычеством, отвергая сумму знаний языческаго мира1).

Однако Вы признаете нравственную силу за сектантами и другими богоискателями, так как работа духа дает прекрасные плоды и Вы, видно, чувствуете, что без внутренней работы не создать и идеальнаго социальнаго положенная людей. Но "единственным хозяином для нас самих мы считаем себя, т. е. человека в лучшем смысл этого слова". Сколько гордости в этих словах и сколько смиренная той же гордости в следующих Ваших словах: намечен ли новый путь к отысканию смысла земной жизни". На что Вам смысл земной жизни, если сам человек хозяин нашей жизни? Повидимому Вы твердо не можете этого признать, так как жизнь на каждом шагу доказывает, что не один человек есть хозяин своей жизни, а есть еще Кто-то, иначе Вы и не бросили бы фразы "о смысл земной жизни". Хозяин-то жизни должен хорошо знать смысл жизни.

"Возвысились ли Вы над всей этой мистикой и словесной эквилибристикой по текстам Библии... Возвыситься надо над такими, якобы святыми книгами, как Библия и Евангелие и понимать, что они творения человеческаго разума, весьма несовершеннаго и полны вопиюших противоречий с точки чистаго разума". Но если Вы будете читать первыя главы Библии при помощи "Зохара"*), как то советует Е. П. Блаватская, то эти главы окажутся отрывками из высоко философской страницы мировой космогонии**), и в таком положенки вся Библия и Евангелие. А так как Западная Европа утеряла ключи от понимания сокровеннаго смысла Библии, Евангелия и всех обрядов, то для выросшаго разума Святыя Писанная имеют безусловно противоречия и кажутся оне плодом разума человеческаго. Но давая свои откровения, Великие Учителя каждой данной расы и нации облекали их в семиричный покров. Е. П. Блаватская в своем труде "Введение к Тайной Доктрине, Синтезу Науки, Религии и Философии" говорит: "Ключ должен быть повернуть семь раз, прежде чем может быть открыта вся система. Мы его повернем только один раз и таким образом дадим непосвященным возможность заглянуть в тайну. Счастлив тот, кто поймет все".

И вот Вы, стоя у преддверия тайны, с презрением отвергаете лежащая вокруг Вас сокровища, не понимая, что сброшенная форма заключает в себе глубокий смысл. Ключа Вы не нашли, ищете его, от- сюда раздражение к Св. Писаниям и мистике. Попробуйте изучать сокровенное значение религий, сравнивать их между собой и Вы скоро будете стоять у источника живой воды. Все в зависимости от степени роста Вашего разума и сознания.

Чем могу быть полезна, тем пойду навстречу Вам. Многаго не ждите, так как я сама недавно за- нялас изучением этих вопросов. Если Ваше письмо быль крик души, то хотелось бы, чтобы мой ответ принес Вам пользу, хотя бы темь, что возбудил в Вась интерес к изучению сокровеннаго: одним из источников "твердой пищи" является, между прочим, в настоящее время Теософическое О-во. Литература, издаваемая этим О-вом, может оказать большую услугу лицам, находящимся в периоде богоискательства.

"Ищите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворять вам" (Матф. гл. 7, ст. 7) и сказано для тех, кто вырос и нуждается уже в твердой пище..

Всех благ и успеха в искании истины желает Вам

Сестра Мария,

Гор. Баку.